Поездам нужен простор

В сентябре на Восточном экономическом форуме зампред правительства РФ Марат Хуснуллин, курирующий строительный комплекс, заявил о том, что на развитие инфраструктуры железнодорожникам нужно давать столько средств, сколько они способны освоить. За этой сакраментальной фразой – реальная проблематика. На сети РЖД насчитывается 5,4 тыс. км железнодорожных линий с использованием пропускной способности более чем на 85%.

Прирастая Арктикой и Сибирью

Помимо модернизации существующей инфраструктуры, развитие железных дорог в России требует создания новых линий. Одним из актуальных проектов генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта» (ИЭРТ) Ирина Магнушевская называет строительство Северного широтного хода Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево, направленного на дальнейшее освоение минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого автономного округа.

Большую значимость железно­дорожный транспорт должен приобрести с реализацией госполитики в области развития арктических территорий. Здесь особая роль отводится созданию подходов к портам Севморпути со строительством линий Белкомур (Архангельск – Сыктывкар – Соликамск), Полуночное – Обская («Урал Промышленный – Урал Полярный»), Сосногорск – Индига, а также Трансполярной магистрали (Коротчаево – Русское – Игарка – Норильск – Дудинка), перечисляет руководитель ИЭРТ.

Пути расширения

Конечно, проекты нового строительства предполагаются не только на территории Сибири и Дальнего Востока, но и в европейской части страны. Как рассказывает И. Магнушевская, в качестве альтернативы существующей железнодорожной линии Туапсе – Адлер, располагающейся в сложной геологической зоне вдоль берега Черного моря, где имеется угроза селевых потоков, камнепадов, оползней и т. п., предполагается строительство двухпутной железной дороги Кривенковская – Сочи, которая должна проходить по южным отрогам Кавказских гор, в 10–12 км севернее существующего участка пути.

Всего, по данным ИЭРТ, при реализации актуальных инициатив по расширению железнодорожной сети к 2035 году ее протяженность может увеличиться на 8 тыс. км новых линий и на 38 тыс. км – к 2050-му.

С полным текстом статьи можно ознакомиться на сайте газеты РЖД-Партнер.