Разработка автоматизированных систем управления на транспорте

АО «ИЭРТ» входит в список ведущих отечественных ИТ-компаний

формируемый  Минцифры России,  разработки которых включены в реестр российского программного обеспечения.

Институт является поставщиком специализированных автоматизированных систем, имитационных моделей и программных комплексов, направленных на:

  • Разработку и ведение цифровых моделей технологии организации вагонопотоков, плана формирования, технологии работы станций и путей необщего пользования
  • Прогнозирование грузовых перевозок при различных сценарных условиях
  • Создание корпоративных баз укрупненных единичных расценок на строительно-монтажные работы, выполняемые при строительстве специализированных объектов, на основе современных IT-решений
  • И другие программные продукты в соответствии с требованиями заказчика

АО «ИЭРТ» успешно взаимодействует с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по разработке прикладного программного обеспечения в части импортозамещения. В «Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» зарегистрировано 6 автоматизированных систем:

Запись в реестре от 30.03.2022 №13129 - Автоматизированная система «Паспорт наличной пропускной способности железных дорог ОАО «РЖД» (АС Паспорт НПС)

Запись в реестре от 12.09.2022 №14858 Система автоматизированной разработки прогноза грузовых потоков по участкам и направлениям железнодорожной сети ОАО «РЖД» (АС ПроГРУЗ)

Запись в реестре от 25.11.2022 №15654 - Имитационная ресурсная модель использования инфраструктуры ОАО «РЖД» (АС ПРОГРЕСС). Подсистема «Предиктивная бизнес-модель грузовых перевозок ОАО «РЖД» (АС ПБМ) в части расчета показателей сквозного производственного планирования» (АС ПРОГРЕСС.ПБМ)

Запись в реестре от 30.01.2023 №16420 - Программное обеспечение технологии организации вагонопотоков (АСОВ)

Запись в реестре от 23.09.2023 №19293 - Программное обеспечение прогноза показателей работы локомотивов и локомотивных бригад на нормативный график движения грузовых поездов (АСГОЛ-ГДС)

 Запись в реестре от 29.12.2023 №21026 Программное обеспечение ведения технологии взаимодействия железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания нового поколения (АС ЕТП НП)

Институт выполняет:

  • Предпроектные исследования объектов автоматизации с целью формирования требований к функциональному составу программного обеспечения
  • Проектирование алгоритмов и расчетных функций программного обеспечения, постановку задач на их программирование
  • Декомпозицию задач, установление приоритетности выполнения, контроль на этапах разработки
  • Проектирование средств информационного взаимодействия со смежными автоматизированными системами и постановку задачи на их программирование
  • Взаимодействие с Главным вычислительным центром — филиалом ОАО «РЖД» и разработчиками смежных автоматизированных систем в части получения и передачи данных, согласования процедур, регламента и средств взаимодействия
  • Проектирование пользовательских интерфейсов и постановку задачи на их программирование
  • Разработку проектной документации (технических заданий на создание программного обеспечения, описание постановки задач, информационных технологий) и ее согласование с Заказчиком и соисполнителями
  • Разработку рабочей документации на программное обеспечение
  • Внедрение программного обеспечения (в том числе на сетевом и региональном уровнях)
  • Обучение пользователей и специалистов организаций, сопровождающих внедряемое программное обеспечение
  • Сопровождение внедренного программного обеспечения разработки АО «ИЭРТ» в части взаимодействия с пользователями
  • Анализ нарушений в работе программного обеспечения разработки АО «ИЭРТ» и подготовку предложений по его совершенствованию и развитию

Разрабатываем ПО по следующим тематическим направлениям:

  • Наличная пропускная способность железных дорог
  • Развитие и организация работы железнодорожных станций и узлов
  • Организация и управление вагонопотоками и поездопотоками
  • Взаимодействие магистрального и промышленного железнодорожного транспорта
  • Управление эксплуатацией локомотивов
  • Управление работой вагонных парков

Примеры разработанного ПО  

АС Паспорт НПС

АС Паспорт НПС обеспечивает:

  • Автоматизацию процесса расчетов пропускной способности железных дорог по устройствам тягового электроснабжения, деповским и экипировочным устройствам, а также вагонному хозяйству
  • Ведение единой информационной базы данных для расчетов наличной пропускной способности перегонов, станций, участков дорог по устройствам тягового электроснабжения, по деповским и экипировочным устройствам локомотивного хозяйства, по устройствам вагонного хозяйства
  • Определение лимитирующих элементов железнодорожной инфраструктуры по хозяйствам ОАО «РЖД»
  • Автоматизированное формирование паспорта наличной пропускной способности железных дорог ОАО «РЖД» и типовых отчетных форм

Наличие «узких мест» в пропускной способности является основанием для постановки вопроса о развитии соответствующей инфраструктуры железных дорог. В связи с чем, АС Паспорт НПС следует рассматривать как составную часть при разработке инструмента оценки эффективности мероприятий по реконструкции и развитию объектов железнодорожной инфраструктуры и влияния управляющих решений на перевозочный процесс.

Система предназначена для использования на уровне Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» и на рабочих местах причастных специалистов, на дорогах, в филиалах ОАО «РЖД», Центральной дирекции управления движением и ее структурных подразделениях, а также других специалистов по роду своей деятельности занимающихся расчетами пропускной способности железных дорог.

Цель внедрения автоматизированной системы «Паспорта наличной пропускной способности железных дорог ОАО «РЖД»:

  • Снижение трудоемкости, повышение оперативности расчетов наличной пропускной способности железных дорог ОАО «РЖД» по перегонам, станциям, устройствам тягового электроснабжения, деповским и экипировочным устройствам и вагонному хозяйству в целях выявления ограничивающего элемента и «узких мест» в пропускной способности железных дорог ОАО «РЖД»
  • Создание единой информационной базы данных для расчетов наличной пропускной способности по всем ограничивающим элементам на полигоне дорог — филиалов ОАО «РЖД»

Адаптация программного обеспечения АС Паспорт НПС на полигоне внедрения, в части:

  • Автоматизации процесса расчетов пропускной способности железных дорог по перегонам, станциям, устройствам тягового электроснабжения, деповским и экипировочным устройствам, а также вагонному хозяйству
  • Взаимодействия с ЦНСИ в части получения классификаторов (станций, дорог и т.д. полигона внедрения
  • Получения данных об элементах графика движения из КАСРНГДП (перегонные времена хода, межпоездные интервалы и т.д.)
  • Получения данных о фактически исполненных размерах поездного движения за расчетный период из КИХ «Локомотивные парки»
  • Интеграции результатов расчетов пропускной способности элементов железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД» на основе баз данных существующих автоматизированных подсистем расчета
  • Ведения единой информационной базы данных для расчетов наличной пропускной способности перегонов, станций, участков дорог по устройствам тягового энергоснабжения, по деповским и экипировочным устройствам локомотивного хозяйства, по устройствам вагонного хозяйства
  • Определения лимитирующих элементов железнодорожной инфраструктуры по хозяйствам ОАО «РЖД»
  • Определения уровня заполнения пропускной способности железных дорог по расчетным элементам на полигоне дорог – филиалов ОАО «РЖД» и выявление «узких мест»
  • Автоматизированного формирования паспорта наличной пропускной способности железных дорог ОАО «РЖД» и типовых отчетных форм

АС ПРОГРЕСС

Имитационная ресурсная модель использования инфраструктуры ОАО «РЖД»


Имитационная ресурсная модель использования инфраструктуры ОАО «РЖД» (АС ПРОГРЕСС) предназначена для оценки возможности обеспечения плановых объемов перевозок с учетом пропускных и перерабатывающих способностей инфраструктуры ОАО «РЖД» (в т. ч. объемов ремонтных и строительно-монтажных работ) и обеспечения тяговыми ресурсами, находится в постоянной эксплуатации на полигоне Центральной дирекции — филиала ОАО «РЖД» (ЦД), включающем в себя сеть железных дорог ОАО «РЖД».

Основным назначением функционального развития Имитационной ресурсной модели использования инфраструктуры ОАО «РЖД» в условиях движения грузовых поездов по расписанию является информационно-аналитическая поддержка процессов планирования объемов перевозок грузов и порожних вагонов на предстоящий год, с обеспечением выдачи расчетных поездных корреспонденций для разработки нормативного графика движения грузовых поездов, сбалансированных с возможностями инфраструктуры и тяговых ресурсов ОАО «РЖД» и объемами ремонтных и строительно-монтажных работ.

Целью функционального развития системы является создание инструментальных средств для оценки возможности реализации перевозочного процесса в условиях движения грузовых поездов по расписанию.

Критериями оценки достижения цели является обеспечение возможности использования данной системы в части:

  • Оценки реализуемости прогнозных вагонопотоков на предстоящий год с учетом ограничений инфраструктуры и тяговых ресурсов
  • Генерирования расчетных поездных корреспонденций для разработки нормативного графика движения грузовых поездов с учетом вариантных режимов направления вагонопотоков (учитывающих выделенные календарные периоды проведения ремонтных и строительно-монтажных работ, а также интенсивного пассажирского движения на заданных направлениях)
  • Оценки размеров поездных корреспонденций, планируемых для курсирования по специализированным расписаниям, и возможности прокладки указанных расписаний для специализированных грузовых поездов

Объектом автоматизации АС ПРОГРЕСС в части функционального развития является Центральная дирекция управления движением — филиал ОАО «РЖД».

В Центральной дирекции с использованием АС ПРОГРЕСС производится распределение годовых объемов погрузки по месяцам на основе исполненных объемов текущего года с поправкой на новые параметры перевозок, представленные Центром фирменного транспортного обслуживания.

Для Центральной дирекции управления движением и Центра фирменного транспортного обслуживания АС ПРОГРЕСС формирует сводную и по направлениям оценку возможности освоения прогнозируемых вагонопотоков, а также перечень и дислокацию «узких» мест в инфраструктуре.

Функциональное развитие имитационной ресурсной модели использования инфраструктуры ОАО «РЖД» в условиях движения грузовых поездов по расписанию позволит существенно сократить объем технической работы, связанной с получением и подготовкой информации, повысить обоснованность принимаемых решений на основе моделирования продвижения вагонопотоков по инфраструктуре ОАО «РЖД».

В рамках функционального развития АС ПРОГРЕСС предусматривает выполнение расчета потоков поездов по назначениям с нормами веса и длины на основе моделирования продвижения расчетных вагонопотоков на инфраструктуре ОАО «РЖД» в условиях продвижения грузовых поездов по расписанию.
По результатам расчетов определяется возможность обеспечения заданных размеров грузового движения имеющимися (заданными) ресурсами сети ОАО «РЖД».

АС ПроГРУЗ

Автоматизированная система разработки прогноза грузовых потоков по участкам и направлениям железнодорожной сети ОАО "РЖД"


АС ПроГРУЗ предназначена для оперативной разработки при заданных сценарных условиях прогноза грузовых потоков по участкам и направлениям железнодорожной сети ОАО «РЖД» по видам перевозки, родам грузов, дорогам отправления и назначения, укрупненным полигонам отправления и назначения, регионам отправления и назначения, грузоотправителям и грузополучателям, станциям отправления и назначения на сети ОАО «РЖД».

Цель создания системы

Целью создания АС ПроГРУЗ является разработка автоматизированного прогнозирования погрузки для расчета прогнозов основных грузопотоков на сети ОАО «РЖД» по различным сценарным условиям в разрезе годов, номенклатуры грузов, видов перевозки, основных грузоотправителей, в зависимости от изменения сценарных условий.

АС ПроГРУЗ обеспечивает:

  • Автоматизированный процесс расчета распределения прогнозных объемов погрузки грузов по участкам сети ОАО «РЖД», с распределением по номенклатуре грузов и видам перевозки
  • Автоматизированное распределение прогнозов объемов перевозки грузов с разделением по основным направлениям
  • Автоматизированное распределение прогнозов общих уровней перевозки грузов по основным грузоотправителям
  • Автоматизированное распределение прогнозов общих уровней погрузки грузов по отдельным станциям погрузки
  • Автоматизированный расчет прогнозных корреспонденций перевозок грузов на сети железных дорог ОАО «РЖД» по основным грузоотправителям, с детализацией по виду перевозке, номенклатуре груза, станциям отправления и назначения 

АСГОЛ-ГДС

Дорожно-сетевая система автоматизированного составления графиков оборота локомотивов и локомотивных бригад грузового движения и расчета показателей их использования


АСГОЛ-ГДС предназначена для комплексной автоматизации на дорожно-сетевом уровне процесса составления оптимальных графиков оборота локомотивов и локомотивных бригад грузового движения на сложных участках работы локомотивных бригад и расчёта показателей их использования (согласно перечню формы ЦДЛ-13), прогнозирования плановых показателей, расчета фактических показателей использования тягового подвижного состава по Центрам управления тяговыми ресурсами и выполнения анализа производительности локомотивов рабочего парка.

Основным назначением системы является:

  • Составление графиков оборота локомотивов и локомотивных бригад по сложным участкам работы локомотивных бригад и на их основе расчет количества локомотивов и явочного штата локомотивных бригад и показателей их использования
  • Расчет прогноза плановых показателей использования тягового подвижного состава по Центрам управления тяговыми ресурсами на основе плановых значений по Дирекциям управления движением
  • Расчет фактических показателей использования тягового подвижного состава по Центрам управления тяговыми ресурсами на основе плановых значений по Дирекциям управления движением
  • Выполнения укрупненного анализа производительности локомотивов рабочего парка

Система предназначена для использования в Центральной дирекции управления движением – филиале ОАО «РЖД» и ее структурных подразделениях — региональных дирекциях управления движением.

Цель создания системы

Целью создания АСГОЛ-ГДС является сокращение затрат на осуществление перевозочного процесса благодаря:

  • Прогнозированию на предстоящий месяц качественных показателей использования локомотивов рабочего парка по Центрам управления тяговыми ресурсами
  • Анализу выполнения производительности локомотивов рабочего парка грузового движения

АСГОЛ-ГДС является системой дорожно-сетевого уровня и имеет два уровня иерархии пользователей (дорожный и сетевой). На дорожном уровне автоматизируется процесс ввода информации и расчета показателей по каждой дороге с участием пользователей дорожного уровня. На сетевом уровне автоматизируется процесс прогнозирование плановых показателей, расчет фактических показателей использования тягового подвижного состава по Центрам управления тяговыми ресурсами и анализ производительности локомотивов рабочего парка.

АСГОЛ-ГДС включает в себя следующие подсистемы:

  • Составление графиков оборота локомотивов и ЛБ грузового движения и расчёт показателей их использования (согласно перечню формы ЦДЛ-13) на дорожном уровне
  • Расчёт потребности в локомотивах и явочном штате ЛБ грузового движения и показателей их использования (согласно перечню формы ЦДЛ-13) на сетевом уровне
  • Подсистема автоматизированного составления ведомости подталкивания;
  • Модуля месячного планирования качественных показателей использования локомотивов рабочего парка в границах Центров управления тяговыми ресурсами на основе плановых показателей по дирекциям управления движением (сетевой уровень)
  • Подсистема администрирования и мониторинга АСГОЛ-ГДС

При разработке данной системы в качестве методического обеспечения должны применяться «Методические указания по расчету потребности в поездных локомотивах грузового движения и показателей их использования по графикам движения поездов (ЦДЛ–60)» №266, утвержденные 25.06.2014 старшим вице-президентом ОАО «РЖД» Краснощеком А.А., Методические указания по прогнозированию на планируемый месяц основных качественных показателей использования локомотивов рабочего парка грузового движения по Центрам управления тяговыми ресурсами.

АС ЕТП

Автоматизированная система разработки и мониторинга выполнения Единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования и станций примыканий 


Основным назначением программного обеспечения ведения технологии взаимодействия железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания (АС ЕТП) является:

  • Повышение оперативности и точности расчетов при формировании единых технологических процессов (далее — ЕТП) (включая расчетную часть ЕТП)
  • Нормирование времени на выполнение технологических операций с вагонными и локомотивными парками, включая грузовые, коммерческие, маневровые операции в соответствии с нормативными документами ОАО «РЖД»
  • Расширение единой базы данных ЕТП
  • Проведение оперативных корректировок или вариантных расчетов по выполненным ЕТП

Программное обеспечение ведения технологии взаимодействия железнодорожных путей необщего пользования и станций примыкания включает в себя подсистемы и модули, обеспечивающие решение всех основных задач ЕТП, такие как:

  • Технология обработки поездов на станции примыкания и железнодорожном пути необщего пользования (далее — ЖДНП)
  • Организация поездной и маневровой работы на железнодорожном пути необщего пользования (перечень выполняемых операций, организация передвижения вагонов, в увязке с контактными графиками (где они имеются))
  • Организация грузовой и коммерческой работы (перечень выполняемых операций, организация погрузки и выгрузки грузов, специализация мест погрузки-выгрузки и складов, порядок взвешивания вагонов с грузами и дозировки грузов, выполнение сдвоенных операций, организация и формирование маршрутов, организация выполнения коммерческих операций, сохранность вагонного парка, технология взаимодействия АСУ, АРМ)
  • Особенности работы железнодорожного пути необщего пользования в зимних условиях (подготовка к работе в зимних условиях, особенности организации маневровых и грузовых операций, профилактические меры при погрузке смерзающихся грузов, организация выгрузки вязких и смерзающихся грузов и другие особенности)
  • Методы оперативного планирования (суточного и сменного), оперативного руководства работой ЖДНП и станции примыкания (порядок взаимодействия в работе железнодорожного пути необщего пользования и станции примыкания, взаимная информация о подходе поездов и наличии грузов к отправлению, порядок совместного использования технических средств железнодорожного пути необщего пользования и станции примыкания, контроль и анализ выполненной работы, в том числе в условиях автоматизации)
  • Разработка расчетной части ЕТП (построение суточного план-графика, расчет качественных и количественных показателей, расчет среднесуточного вагонопотока, построение схемы вагонопотоков)
  • Организационно-технические мероприятия по улучшению использования вагонов на железнодорожном пути необщего пользования

АСОВ-ПФ

Подсистема разработки и ведения плана формирования грузовых поездов и маршрутов


АСОВ-ПФ предназначена для выполнения технологических и экономических расчетов, связанных с обеспечением эффективного продвижения поездо- и вагонопотоков по сети железных дорог ОАО «РЖД», а также для ведения нормативной базы плана формирования грузовых поездов и маршрутов (ПФ).

Комплекс разработки и ведения плана формирования грузовых поездов:

Предназначен для ведения информационной модели технологии включения вагонов в назначения плана формирования грузовых поездов с учетом особых условий.

Комплекс разработки и ведения плана формирования (организации) маршрутов:

Предназначен для ведения информационной модели технологии организации и пропуска вагонопотоков по плану отправительской, станционной, ступенчатой, технической маршрутизации, собственных поездных формирований и контейнерных поездов.

Достоинства системы:

  • Взаимоувязанное описание Плана формирования грузовых поездов и маршрутов
  • Объединение инструментов ведения Плана формирования и осуществления технико-экономических расчетов в едином интерфейсе
  • Ежесуточный анализ фактического исполнения с выявлением нарушений
  • Предоставление описания ПФ в основные АСУ ОАО «РЖД» на основе процедур информационного взаимодействия
  • Интеграция в едином интерфейсе задач разработки Плана формирования, выполнения технологических расчетов, а также аналитики его исполнения
  • Формализация особых условий включения вагонов в поезда для полноценного интегрированного описания Плана формирования грузовых поездов и маршрутов
  • Создание основы для обеспечения автоматизации оптимизационных расчетов и функций обеспечения эффективности технологии организации вагонопотоков
  • Предоставление на основе процедур информационного взаимодействия формализованного описания Плана формирования грузовых поездов и маршрутов во внешние АСУ ОАО «РЖД»

Полигон внедрения: Сеть железных дорог ОАО «РЖД».

Изменения Плана формирования грузовых поездов и маршрутов осуществляются ежесуточно, по всей сети железных дорог. Система также анализирует фактические вагонопотоки в части соответствия Плану формирования грузовых поездов и маршрутов (более 10 тысяч вагонов ежесуточно)  более 5000 пользователей на всех уровнях структуры ОАО «РЖД».

Оптимизация процесса ежегодной разработки и текущего ведения Плана формирования грузовых поездов и маршрутов за счет обеспечения обоснованности вносимых изменений технологии организации вагонопотоков с использованием технологических и экономических расчетов, а также настраиваемой аналитики фактического исполнения Плана формирования и его нарушений.