По данным Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), за октябрь 2025 года угольщики не предоставили под погрузку 1,7 млн тонн заявленного груза, в том числе на экспорт — 1,1 млн тонн. Ранее, в сентябре, как сообщали в ИЭРТ, показатель недогруза оказался еще более весомым: предприятия угольного сектора не предъявили по согласованным заявкам 2,5 млн тонн груза, в том числе на экспорт — 1,9 млн тонн. Даже восточное направление, которое остается наиболее востребованным у грузоотправителей, недополучило в октябре и сентябре по 700 тыс. тонн угля.
По оценке ИЭРТ, снижение железнодорожного тарифа на 12,8% в северо-западном и южном направлениях приведет к сокращению затрат грузоотправителей всего на $2,5 за тонну и не окажет сколько-нибудь значительного эффекта на экономику поставок угля.
Для сравнения: аналитики ИЭРТ подсчитали, как сказалось на логистических издержках снижение ставок аренды полувагонов и ставок перевалки в портах Тамань и Усть-Луга. Суммарный эффект от таких ценовых решений составил около $18 за тонну, то есть многократно больше, чем от тарифа, подытожили в ИЭРТ. Кроме того, сокращение тарифа напрямую отразится на инвестиционной программе РЖД, что будет иметь отложенный негативный эффект для самих угольщиков, указывают аналитики.
«Если цены вернутся на благоприятный для угольных компаний уровень, то при снижении инвестиционной программы мы столкнемся с тем, что необходимых пропускных мощностей по основным экспортным направлениям на сети не будет»,— заявил в ходе конференции «Угольная отрасль России: выход есть» заместитель генерального директора ИЭРТ Павел Шестаков.
Полная статья на сайте Коммерсанта.